Одна из самых современных инноваций в области производства автомобильного стекла — установка на автомобили лобовых стекол с возможностью проекции на него показаний основных приборов.
В конце 70-х годов двадцатого века на истребителях четвертого поколения в США и СССР стали применять новую технологию — индикацию показаний приборов на лобовое стекло самолета, это так называемая система «ИЛС». Для летчиков это была самая настоящая техническая революция. Она изменила схему распределения внимания в полете, сэкономив драгоценные секунды, которые так необходимы в реальном полете, где доли секунды решают многое.
Американские автомобильные инженеры эту идею подхватили, разработали технологию «HUD», что в переводе означает «поднятая голова». Проектор назвали Head-Up-Display и установили его в 1988 году сначала на «Олдсмобиль-Кэтласс Сюприм», а затем на «Corvett» 2002 года выпуска. На автомобильных заводах «БМВ» стали первыми в массовом порядке комплектовать серийные модели лобовыми стеклами с опцией проекции изображения на него.
Первопроходцами в этом интересном деле стали и специалисты корпорации AGC, подразделением которой с недавнего времени стал Борский стекольный завод. Ведь здесь важен не только проектор, как основная техническая деталь, но и качество лобового стекла, на которое изображение будет проецироваться. Ведь ветровое стекло это триплекс, пакет состоящий из трех слоев, и при подаче изображения на обычное лобовое стекло образуется эффект двойного, нечеткого изображения. Именно поэтому так внимательно подошли к этому вопросу инженеры стекольных заводов.
В результате решение было найдено. В настоящее время существует два пути. На автомобилях, которые штатно комплектуются системами Head-Up-Display устанавливают антибликовые стекла с высокой прозрачностью или над приборной доской, в зоне куда планируется проецировать изображение, наклеивается специальная антибликовая пленка.
По сути, комплект Head-Up-Display состоит из двух составляющих:
-
электронный блок, встраиваемый в приборную панель;
Новая опция, проекция изображения на ветровое стекло и прежде всего показаний спидометра, относится к средствам активной безопасности автомобиля. Это объясняется тем, что у водителя нет необходимости отвлекаться на считывание показаний с приборной доски. На это, в среднем, уходит 1 сек, и то это хронометр для внимательного, собранного водителя. За это время на 100 км/час машина проскакивает около 25 метров. Это большой отрезок дороги, обстановку на которой водитель не контролирует, переводя взгляд внутрь салона. HeaD-Up-Display позволяет все внимание сосредотачивать на дорожной обстановке.
Возможности проекторов, встраиваемых в приборную часть автомобиля, постоянно совершенствуются. Первые, американские были монохромными и выдавали на изображение пиктограммы, то есть значки контрольных систем. В 2003 году «БМВ» уже серийно запустили новые проекторы с возможностью переноса цветного изображения показаний прибора на лобовое стекло с высокой степенью четкости. Поначалу это были возможности по считыванию и проекции только данных с бортовых систем автомобиля, таких как:
-
показания скорости движения;
-
текущее время;
-
напряжение в бортовой сети;
-
показания тахометра;
-
температура в системе охлаждения;
-
индикация контрольных ламп.
Современная система «HUD» сопряжена с GPS и может проецировать на стекло навигационные данные — маршрут, дорожные знаки и тому подобную информацию.
Также она подает световые и звуковые сигналы о срабатывании контрольных ламп и превышении допустимой скорости. Это значение можно устанавливать на приборе вручную. Подобным образом программируется и весь комплекс получаемой информации. Водитель сам выбирает на какие проекции ему смотреть.
Инженеры «Audi» в настоящее время активно работают над тем, чтобы эта система могла в темное время суток проецировать на лобовое стекло изображение стоящих на обочине людей, для предупреждения водителя и повышения безопасности движения.
Система «HUD» устанавливается сегодня на автомобилях представительского класса «БМВ» и «Вольво». А японские автопроизводители устанавливают эту систему на всех автомобилях, выпускающихся для внутреннего рынка.
Назад в раздел О лобовых стёклах